Как подготовить Mini-Z к соревнованиям

Mini-Z на трассе

Часто новичок, прешедший первый раз на соревнования, пугается тех скоростей на которых ездят машины лидеров и покатавшись 1-2 этапа уходят разочаровавшись в классе Mini-Z. Что нужно сделать с Mini-Z после покупки для того, чтобы вы получали удовольствие от участия в гонках и были конкурентноспособны, пойдет речь в этой статье:

Первое, что Вам потребуется – это само шасси

К покупке шасси нужно подходить с холодным сердцем. Не нужно кидаться на красивые кузова и всякие спойлеры и бамперы с аэродинамическими крылышками! Не нужно на машину ставить подсветку и всякие светящиеся прибамбасы … вес машины очень важный фактор. Формула простая: -Легкая модель – быстрая модель!

Нет излишествам!

Гонка это не выставка, это борьба! После 2-3 заездов вы будете собирать по трассе куски от ваших спойлеров, крылышек, стеклышки от фар и зеркальца! К участию в соревнованиях нужно подходить исходя из практичности использования как самого шасси, так и кузова. Если вы хотите красивый кузов, то купите два кузова … один для гонок, а второй пусть украшает Вашу полку дома и радует вас

Несколько фактов, признанных во всё мире:

Модели Mini-Z на базе шасси MR-03 или MR-02 более устойчивы к переворотам на трассе (опрокидыванию), чем шасси MR-01 или MR-015, за счет более низкого центра тяжести
Шасси с установленной моторамой MM или LM более устойчивы на трассе, чем шасси с моторамой RM или HM
Для гонок лучше выбирать невысокие широкие кузова … хороший пример McLaren F1 и Ferrari Enzo

Ferrari ENZO TEST CAR Red McLaren F1 GTR Gulf Racing

Вам необходимо приобрести транспондер к засечке

Засечка – это устройство, позволяющее во время гонок отмечать время прохождения круга до тысячных долей секунды и общее время гонки

Засечка Lap-Z

Транспондер для Mini-Z представляет из себя маленькую плату, которая размещается под кузовом вашего автомобильчика и питается от аккумуляторов автомодели

Транспордер для засечки
ВНИМАНИЕ: Транспондер подсоединяется к клеммам аккумуляторов, а не к контактам двигателя!

Вам необходимо запастись аккумуляторами в пульт и в саму машину

В пульт AM 27MHz требуется 8 аккумуляторов тип AA, а для нового передатчика Perfex KT-18, работующего в диапазоне 2.4GHz, требуется 4 аккумуляторa тип AAA. Марка аккумуляторов особо значения не имеет … чем больше емкость, тем дольше работает передатчик! К выбору аккумуляторов с саму Mini-Z нужно подходить более тщательно. Какие аккумуляторы покупать, решать вам! В мире хорошо себя зарекомендовали аккумуляторы от компаний Intellect, Team Orion, R1Wurks (на рынках эти аккумулляторы можете не искать … такие аккумуляторы привозятся только на заказ)

Аккумуляторы Intellect AAA

Для участия в соревнованиях желательно иметь не менее 3-х комплектов аккумуляторов AAA. Пока вы катаетесь на одном комплекте, второй заряжается, третий – отдыхает!

Вам необходимо купить зарядное устройство

Рекомендации следующие – зарядное устройство должно заряжать как аккумуляторы типоразмера AA, так и типоразмера AAA. Другими словами, чтобы заряжать аккумуляторы в пульт и в саму машину.

Зарядное устройство для Mini-Z

Зарядное устройство должно уметь заряжать минимум 4 аккумулятора за 1 час!!! Желательно, чтобы у зарядного устройства была функция побаночного заряда и разряда аккумуляторов – это продлит срок службы аккумуляторов!

Ещё вариант – можно приобрести универсальное зарядное устройство, которое может заряжать любой тип аккумуляторов, и, дополнительно, лоток для заряда аккумуляторов типоразмера АА и AAA. Но, если вы хотите продлить срок службы и получить максимальную токоотдачу от каждой банки, то придётся приобрести отдельное устройство для побаночной разрядки каждого аккумулятора

Необходимо купить несколько комплектов резины (покрышек)

Резина, которая прилагается к вашей Mini-Z в заводской коробке, не подходит для использования на ковровых трассах. Вам необходимо купить более мягкую резину. Причем, как правило, на задние колеса надевается резина более мягкая, чем на передние!

СМЕТА МИНИМАЛЬНЫХ ЗАТРАТ:

Шасси Mini-Z с кузовом – 4650 руб.
Транспондер – 1350 руб.
Аккумуляторы AA в пульт (8 штук) – 800 руб.
Аккумуляторы AAA в машину (4 штуки) – 400 руб.
Зарядное устройство – 800 руб.
Резина (2 комплекта) – 400 руб.
___________________________________________
ИТОГО минимум: 8400 руб.

ПОДГОТОВКА Mini-Z Racer ДЛЯ УЧАСТИЯ В КЛАССЕ “Mono” (класс для начинающих)

ПОДГОТОВКА ДВИГАТЕЛЯ

В классе “Mono” разрешено участие только на стандартных двигателях Kyosho! Но у каждого правила, как известно, есть исключения. Двигатель, который продаётся в комплекте с новой машиной, как правило имеет меньшую мощность по сравнению с двигателями, которые продаются отдельно как опция. Первое, что Вам потребуется – это сменить двигатель! Необходимо приобрести новый стандартный двигатель.

Стандартный мотор для Mini-Z

Желательно после покупки двигателя сразу стандартные провода заменить на силиконовые. Дело в том, что стандартные провода достаточно жесткие и со временем они ломаются.

Перед тем, как ставить двигатель на машину его, желательно, обкатать. Когда вы покупаете двигатель щетки двигателя имеют квадратную форму, а коллектор двигателя имеет цилиндрическую форму. Для того, чтобы щётки приняли форму коллектора, производится обкатка. Как обкатывать двигатель можете прочитать в статье Обкатка двигателя для Mini-Z

Стандартный двигатель не имеет подшипников в корпусе. Вал двигателя вращается в неподвижных втулках на корпусе двигателя. Для уменьшения трения вала двигателя о втулки, желательно применять специальные смазки. Выбор смазок – личное дело каждого гонщика. Советов дать не могу, смазок великое множество

Для уменьшения искрообразования и лучшего трения щёток о коллектор двигателя, перед каждым заездом на коллектор двигателя можно капнуть капелькой токопроводящего масла. Это продлит срок службы вашего двигателя. Я использую масло Slick7 Voodoo

Масло Voodo

ПОДГОТОВКА ЭЛЕКТРОНИКИ

FET: в стандартной машине на плате установлены FET-ы (полевые транзисторы) серии HAT3004 или HAT3010. Согласно нового регламента, который будет действовать на соревнованиях 2009-2010 г.г., в классе “Mono” разрешено менять вышеназванные FET-ы на любой другой аналог в корпусе SO-8. Устанавливать можно не более двух FET-ов на канал! Если вы планируете участвовать в соревнованиях, то стандартные FET-ы рекомендую сразу заменить на более мощные. Что такое FET (полевой транзистор) и как их заменить читайте в статье FET (феты) для Mini-Z

Есть ещё несколько слабых мест в электронике:

Провода: все провода, которые установлены в Mini-Z достаточно жесткие и со временем они ломаются и обрываются. Чаще всего, согласно “закону подлости”, происходит это тогда, когда у Вас появляется реальный шанс выиграть гонку. Чтоб не попасть под действие этого “чудо-закона” желательно все провода, которые находятся внутри Mini-Z, перепаять на силиконовые.

Антенна: заслуживает особого внимания. Желательно проводок, в месте соединения с антенной припаять “намертво”, чтобы был стопроцентный контакт.

ПОДГОТОВКА ШАССИ

Диски: во время гонки стандартная машинка может переворачиваться. Чтобы понизить процент переворотов, желательно на машину ставить диски с максимально возможным вылетом.

При установке дисков с нестандартным вылетом стоит обратить внимание на то, что диски с большим вылетом могут цеплять кузов автомобиля. В этом случае, колесные арки необходимо увеличить (подпилить) так, чтобы при максимальном угле поворота колес или наклоне шасси резина не цепляла кузов.

Втулки в дисках: в классе “Mono” запрещено использовать подшипники, вы должны ездить на стандартных пластиковых втулках, которые идут в стандартном комплекте. Следите за втулками … со временем отверстия в них увеличиваются и их нужно менять, чтобы не было биения колёс. Перед гонкой во втулки можно капать жидкое фрикционное масло – это снизит трение и износ втулок колес.

Гайки: стандартные, пластиковые гайки не надежны. Они могут в процессе гонки скрутиться. Желательно сразу заменить их на опциональные – алюминиевые гайки с нейлоновыми вставками. И, кроме того, капелька Локтайта (Loctite – фиксатор резьбовых соединений)  не помешает.

Колесные гайки для Mini-Z

Крепление моторамы: к скелету шасси с помощью T-образной гибкой пластины крепится моторама. В стандартном комплекте Mini-Z такая пластина изготовлена из пластика. Стандартная пластина – первое, что ломается в Mini-Z, если кто-то въезжает вам “в зад”. Желательно приобрести комплект карбоновых пластин и, тем самым, вы избавите себя от таких неприятностей. Карбоновые пластины более долговечные и, кроме того, имеют разную толщину средней части. Путем их подбора настраивается жесткость задней подвески.

Алюминиевая моторама для Mini-Z

Шестеренки для двигателя (пиньёны): в стандартном комплекте имеется 4 шестеренки из пластика на 6,7,8,9 зубов. Пластиковые шестеренки очень не долговечны. Желательно приобрести комплект шестеренок из делрина – они более долговечны. Определить то, что шестеренки износились очень просто. Mini-Z с изношенной ведущей шестеренкой при движении по трассе начинает очень не приятно визжать. Хорошо отстроенная и ухоженная Mini-Z по трассе передвигается очень тихо!

Пиньены для Mini-Z

Резина: выбор резины – это личное дело каждого. Но у резины в гонке есть одна неприятная особенность – она может запросто слететь с диска. Чтобы предотвратить такую случайность, лучше всего резину клеить к дискам на тонкий двухсторонний скотч или с помощью клея

ДОБРЫЕ СОВЕТЫ

Содержите свою Mini-Z в чистоте!!! Обзаведитесь толстой кисточкой. После каждого заезда стряхивайте всю грязь и пыль с шасси. Одна песчинка способна погнуть зубцы шестеренки. Один волосок на оси переднего кулачка способен заклинить вращение колеса.

Осматривайте тщательно Mini-Z перед заездом!!! Микротрещина на крепление моторамы – и вы никогда не настроите нейтральное положение руля! Не перегревайте двигатель – 5-7 минут и отдохните!

БЮДЖЕТ ПОДГОТОВКИ ШАССИ к участию в классе “Mono” Mini-Z Racer

Шасси Mini-Z с кузовом – 4650 руб.
Транспондер – 1350 руб.
Аккумуляторы AA в пульт (8 штук) – 800 руб.
Аккумуляторы AAA в машину (4 штуки) – 400 руб.
Зарядное устройство – 800 руб.
Резина (2 комплекта) – 400 руб.
Опциональный двигатель – 480 руб.
Шестеренки на вал двигателя из Делрина – 336 руб.
H-пластины из карбона – 555 руб.
Транзисторы IRF7317 (2 шт.) – 100 руб.
Алюминиевые колесные гайки – 168 руб.
Провода, смазки, скотч и т.д. – 500 руб.
____________________________________________________
ИТОГО: 10 539 руб.

ПОДГОТОВКА Mini-Z Racer ДЛЯ УЧАСТИЯ В КЛАССЕ “STOCK” и “MODIFIED”

STOCK – класс с ограничениями, которые оговариваются в техническом регламенте к соревнованиям. Как правило, в классе Stock применяются следующие ограничения: вес автомодели, определенные моторы класса “Stock” и ограничения на использование сильно усовершенствованой электроники, а в остальном класс “Stock” очень сильно похож на класс “Modified”.

MODIFIED – класс без ограничений. Вы можете кататься в этом классе на любом шасси от любого производителя! Но пальму первенства всё равно пока занимает шасси Kyosho, хотя в этом классе с каждым годом появляется всё больше достойных альтернатив. Modified – дорогостоящий класс высоких скоростей. Добиться от Mini-Z стопроцентной управляемости на высоких скоростях очень не простая задача.

ДВИГАТЕЛЬ

Двигателей для класса Stock и Modified производят не мало. Самый доступный вариант в России – двигатель Kyosho X-Speed (20 000 об/мин). Но самый быстрый, серийно производимый, двигатель – ATOMIC Chili (43 000 – 44 000 об/мин). Что выбрать – решать Вам. Список двигателей для Mini-Z вы можете посмотреть здесь

Мотор для Mini-Z

Ухаживать за такими двигателями нужно также, как и за любым двигателем класса Mono. Для двигателей класса Modified выпускаются отдельно щётки из различных материалов, магниты, пружинки, роторы (арматура), корпусы. По сути, вы можете сами собрать двигатель под себя, заказав все запчасти.

Мотор для Mini-Z

ПОДГОТОВКА ЭЛЕКТРОНИКИ

В зависимости от двигателя, который вы будете применять, вам необходимо изменить электронику Mini-Z. Двигатели для Mini-Z делятся на два класса:

Двигатели Stock – не требуют вмешательства в электронику и могут работать на стандартных FET-ах
Двигатели Modified – для применения таких двигателей необходимо вмешиваться в стандартную электронику Mini-Z

Если вы собираетесь использовать двигатель класса Modified, то необходимо вместо стандартных FET-ов напаять минимум 4 более мощных FET-ов (по 2 FET-а на канал) или приобрести внешний турбо-модуль. Турбо-модуль – это маленькая плата, которая крепится снаружи “скелета” Mini-Z и представляет из себя электронную схему на более мощных транзисторах! Двигатель Kyosho X-Speed является двигателем класса Stock и замена FET-ов не обязательна!

ПОДГОТОВКА ШАССИ

Поломки в классе Modified обычное дело. Большие скорости – большие поломки! Шасси нужно укреплять и достигается это за счет тюнинговых запчастей.

Моторама: высокие обороты двигателя – высокие температуры! Это неизбежно! Стандартная пластиковая моторама может не выдержать, как нагрузок, так и температуры. Желательно поменять мотораму на алюминиевую. Алюминиевые моторамы производятся практически всеми компания.
Принципиально моторамы отличаются друг от друга вариантами креплением мотора. Двигатель может прикручиваться к мотораме болтиками, или крепится с помощью проставок или ползунков. Помимо этого, в некоторых моторамах можно менять клиренс задней подвески путем замены пластиковых вставок для подшипников, в которых крепится дифференциал.

Настраиваемое положение мотора

Дифференциал: Стандартный сателитный дифференциал не предназначен для высокооборотистых двигателей. Он просто не работает на высоких оборотах, т.е. прокручивается вхолостую. В классе Modified необходимо использовать шариковые дифференциалы. Это и удобно, и надежно. Кроме того, вы можете настраивать тот самый холостой прокрут (простите за тавтологию). Шариковые дифференциалы практически не отличаются друг от друга по конструкции. В зависимости от производителя шариковые дифференциалы выпускаются со стальными или титановыми осями, стальными или керамическими шариками (от 6 до 12 шариков). У некоторых дифференциалов, помимо шариков, в шестеренку может вставляться шариковый подшипник. Кроме того, вы всегда можете дополнительно купить большую шестеренку с меньшим количеством зубов – 44 зуба (стандарт), а ещё выпускаются шестеренки на 43, 42 и 41 зуб.

Дифференциал PN Racing для Mini-Z

ДОБРЫЕ СОВЕТЫ

-Не забывайте ухаживать за дифференциалом! Отчищайте шестеренку от грязи после каждого заезда и изредко смазывайте!!!

Передние кулачки: Желательно заменить стандартные (пластиковые) кулачки на алюминиевые. Кулачки выпускаются с разным углами определяющими развал колес. Желательно ставить кулачки с максимальным углом развала – 2 или 3 градуса.

Steering Block

ДОБРЫЕ СОВЕТЫ

-Смазывайте ось, по которой двигаются кулачки!!!

Рулевые рейки: Дополнительно стоит запастись рулевыми рейками, которые определяют угол схождения колес. Рейки выпускаются как с положительными, так и с отрицательными углами. Рейки можно ставить как из пластика, так из алюминия. Если вы не сильно бьётесь колесами в борт трассы, то пластиковые рейки живут достаточно долго!

Tie Road Set

Передние пружинки: Ещё Вам придется раскошелиться на пружинки передней подвески. Пружинки выпускаются разной жесткости – мягкие, средние и жесткие. Что использовать, решать Вам!

Пружинки для Mini-Z

Скелет” (корпус шасси): На стандартной машине стоит пластиковый непрозрачный скелет темно-серого или чёного цвета. В классе Modified желательно использовать именно “родной” скелет, он более прочный, чем его прозрачные (опциональные) собратья! Бывает, что на скелете Mini-Z MR-02 или MR-015 в классе Modified отламываются крепления передних кулачков. Для усиления этих креплений можно использовать карбоновые пластинки, которые выпускаются компанией Atomic:

Усиление передней подвески Mini-Z

Можно целиком заменить эти крепления на алюминиевые Кастеры от компании PN Racing или Atomic. Для этого Вам придется полностью спилить стандартные крепления из пластика, а на их место поставить крепление передней подвески из алюминия. Такое крепление становится в стандартные отверстия Mini-Z … дополнительно сверлить ничего не нужно.

PN Racing caster

На шасси Mini-Z MR-02 или MR-015 можно полностью заменить всю переднюю подвеску на подвеску A-arm от компании PN Racing

PN Racing A-Arm

Задний амортизатор и демпфер: Для того, чтобы ваша Mini-Z более стабильно (без прыжков) входила в повороты придется приобрести опциональный задний амортизатор. Амортизаторы выпускаются газонаполненные, маслонаполненные и пружинные. Что выбрать, решать вам. Помимо амортизатора на заднюю подвеску Mini-Z можно поставить Демпфер. За счет фрикционных пластин демпфер очень хорошо гасит все вибрации задней подвески и ограничивает её ход так, что колёса не цепляют на критических углах поворота кузов шасси. Демфер можно использовать как отдельно, так и совместно с амортизатором.

Демпфер для Mini-Z Пружинный амортизатор Mini-Z

Подшипники: Стандартные пластиковые втулки не выдержат нагрузок, которые имею место быть в классе Unlimited. Все пластиковые втулки колес и моторымы необходимо заменить на шариковые подшипники. На Mini-Z устанавливается 7 стальных или керамических шарикоподшипников.

bearings

ДОБРЫЕ СОВЕТЫ

-Не забывайте ухаживать за подшипниками! Изредко смазывайте и иногда их необходимо снимать и промывать в специальных растворителях!!!

Кузов: В классе Unlimited желательно применять самые широкие и низкие кузова. Специально для этого класса компания PN Racing и компания Atomic выпускает пластиковые кузова.

Мой кузов VDS Atomic

Самое слабое место кузова – это его крепление! Желательно переднюю пластиковую пластину, которая прикручивается к скелету для крепления кузова, заменить на алюминиевый аналог.

Body Holder

ДОБРЫЕ СОВЕТЫ

-Когда вы принимаете участие в гонках, пользуйтесь скотчем. Во время контактов кузова с бортиком трассы или ударов о машины соперников, кузов может слететь с шасси. Приматывайте скотчем кузов к шасси!!!

СРЕДНИЙ БЮДЖЕТ ПОДГОТОВКИ ШАССИ к участию в классе “Modified”

Шасси Mini-Z с кузовом – 4650 руб.
Транспондер – 1350 руб.
Аккумуляторы AA в пульт (8 штук) – 800 руб.
Аккумуляторы AAA в машину (4 штуки) – 400 руб.
Зарядное устройство – 800 руб.
Резина (2 комплекта) – 400 руб.
Двигатель Kyosho X-Speed – 900 руб.
Шестеренки на вал двигателя из Делрина – 336 руб.
H-пластины из карбона – 555 руб.
Транзисторы IRF7317 (2 шт.) – 100 руб.
Алюминиевые колесные гайки – 168 руб.
Провода, смазки, скотч и т.д. – 500 руб.
Рулевые рейки (комплект из пластика) – 270 руб.
Алюминиевые кулачки Kyosho – 690 руб.
Шариковый дифференциал Kyosho – 1570 руб.
Масляный амортизатор Kyosho – 561 руб.
Подшипники стальные Kyosho – 1140 руб.
Передние пружинки (комплект) – 336 руб.
Алюминиевая моторама Kyosho – 1290 руб.
_________________________________________
ИТОГО: 16 816 руб.

Чтобы подготовить шасси, которое будет конкурентноспособно на мировом уровне проведения подобных соревнований в классе MODIFIED, необходимо затратить:

В Российских магазинах:

Шасси Mini-Z с кузовом – 4650 руб.
Транспондер – 1350 руб.
Аккумуляторы AA в пульт (8 штук) – 800 руб.
Шестеренки на вал двигателя из Делрина – 336 руб.
Алюминиевые колесные гайки – 168 руб.
Провода, смазки, скотч и т.д. – 500 руб.
Рулевые рейки (комплект из пластика) – 270 руб.
Аппаратура Futaba 3PK – 9665 руб.

В иностранных интернет-магазинах:

Аккумуляторы Intellect 750 AAA в машину (минимум 3 комплекта) – 36USD
Умное зарядное устройство – 50USD
Резина Atomic (2 комплекта) – 13USD
Двигатель Atomic Chili – 33USD
Алюминиевые кулачки Atomic – 16USD
Шариковый дифференциал PN Racing (керамика) – 30USD
Облегченная ось дифференциала из титана PN Racing – 15USD
Подшипники керамические PN Racing – 40USD
Передние пружинки (комплект) PN Racing – 6USD
Алюминиевая моторама PN Racing – 29USD
Демпфер Atomic – 29USD
Амортизатор для демпфера Atomic – 15USD
Т-пластины из карбона PN Racing – 12USD
Алюминиевая проставка под H-пластину PN Racing – 6USD
Алюминиевые опоры передней подвески PN Racing – 23USD
Внешний турбо-модуль – 50USD
Кузов Atomic VDS II – 22USD
Алюминиевое крепление кузова Atomic VDS – 8USD
Модуль AM 27 MHz для Futaba 3 PK – 50USD
Медленная доставка из 4 интернет-магазинов – 100USD
_____________________________________________________________
ИТОГО: 17 739 руб. + (583USD * 27 руб.) = 33 480 руб.

Вот, пожалуй, основные примудрости для начинающего Mini-Zетчика, который хочет добиться хороших результатов при участии в соревнованиях. Но не стоит забывать тот факт, что никто кроме Вас не будет управлять машиной, в которую вы вкладываете деньги.

Регулярные тренировки – вот секрет успеха в любых соревнованиях!

Многие сегодняшние лидеры соревнований только в прошлом году взяли пульт в руки в первый раз, а сегодня они сотавляют достойную конкуренцию ветеранам автомодельного спорта России!

12 комментариев: Как подготовить Mini-Z к соревнованиям

  1. irus

    Статьи о подготовке мини-з к соревнованиям нет)

  2. Zino

    Уже обновил. Спасибо, что подсказали

  3. Арсений

    а какие магазины?

  4. никитосина

    а сколько стоит такая прелесть не тюнинг а вобще готовая модель

    • Zino

      В разделе ССЫЛКИ вверху есть перечень интернет-магазинов, где вы можете более точно узнать стоимость аппаратуры и шасси с кузовом Mini-Z

  5. никитосина

    Я новичек в этой теме вот хочу себе хорошую модель для дрифта какую вы мне посоветуете.

    • Zino

      Для дрифта подходят только модели с полным приводом. Компания Kyosho выпускает только одно шасси в масштабе 1:28 с полным приводом и именуется оно Mini-Z MA-010 AWD. Можете приобрести полный комплект с кузовом, а можете приобрести шасси отдельно и подобрать кузов по своему вкусу.

  6. никитосина

    спасибо.А через сколько прийдет из америки такая система)

    • Zino

      Благодаря отвратительной работе нашей таможни и почты доставка может занимать от двух недель, до двух месяцев

  7. никитосина

    и можноли Mini-Z MA-010 AWD на улице пускать

    • Zino

      Все Mini-Z не особо предназначены для улицы. Любая песчинка может привести к тому, что вы сломаете шестеренки. Mini-Z – это машины все таки для закрытых помещений с чистым полом или трассой. Для улицы в мире сделано и без Mini-Z более сотни различных автомоделей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*