Тюнинг Mini-Z

Вряд ли японские инженеры компании Kyosho 11 лет назад, а именно тогда была выпущена первая радиоуправляемая автомодель серии Mini-Z, могли предположить, что обычная игрушка может превратиться в полноценную высокотехнологичную радиоуправляемую модель с весьма серьёзными характеристиками.

Скорость современной Mini-Z на трассе может достигать значений свыше 60 км/ч, а варианты настройки этой автомодели вполне сопоставимы с аналогичными настройками старших собратьев в масштабе 1:10-1:6. За счет дополнительно приобретаемых запчастей, которые серийно выпускаются различными компаниями, стандартную Mini-Z можно превратить в серьёзный спортивный снаряд.

Прежде чем начинать рассказывать про тюнинг Mini-Z хочу сразу оговориться и сказать следующее :

-Я не вижу смысла вкладывать деньги в тюнинг Mini-Z, если вы не имеете достойных соперников, с которыми можете сравнить поведение моделей. Если у вас нет трассы с электронной засечкой и вы не собираетесь принимать участие в соревнованиях, то заниматься тюнингом автомодели практически бессмысленно!

Mini-Z является весьма надёжной и стойкой к поломкам радиоуправляемой автомоделью, которая в стандартной комплектации “из коробки” развивает вполне приличную скорость, достаточную для полноценного контроля модели. Скорость стандартной Mini-Z “из коробки” на прямых, как правило, не превышает 18-20 км/ч. Для сравнения, поверьте, что аналогичные по цене большие радиоуправляемые  игрушки из “Детского мира” с надписью на коробке 40-60 км/ч, в большинстве своём не развивают и 15 км/ч.

Если же вы являетесь счастливчиком, и в вашем городе есть трасса и достойные соперники, то стандартную Mini-Z, за счет дополнительно приобретаемых запасных частей (тюнинга), можно превратить в спортивный болид, скорость которого может превышать 60-70 км/ч. Но помните, Mini-Z имеет относительно малый вес и размеры, и чем выше скорость Вашей модели, тем менее управляемой она становится.

Цель тюнинга Mini-Z – добиться максимальной управляемости модели на максимальной скорости!!!

ОГЛАВЛЕНИЕ

Покрышки

Первое, что придется купить каждому обладателю автомодели серии Mini-Z – это покрышки (резину).
Стандартная Mini-Z “из коробки” поставляется с очень жесткой резиной, которая подходит только для езды по очень мягким резиновым коврикам, которые в быту встретить крайне затруднительно. На других покрытиях Mini-Z с резиной “из коробки” ведет себя “как корова на льду”. Резину стоит выбирать исходя из того, на каком покрытии вы собираетесь кататься. Жесткость резины измеряется в градусах – 6о, 8о, 10о, 20о, 30о, 40о, 60о (чем меньше цифра, тем мягче резина). Кроме того, покрышки для Mini-Z выпускаются как с рисунком (протектором), так и без него, что тоже отражается на поведении модели на трассе.

Для примера: покрышки 6о-8о с протектором от компаний ATOMIC или PN Racing прекрасно подходит для езды по паркету, линолеуму или ламинированным покрытиям.

  • Резина для Mini-Z принципиально делится всеми производителями на два типа – для ковровых покрытий (Carpet) и для трасс RCP Track.
  • Большинство моделей Mini-Z с кузовами имеют диски с разной шириной. как правило на передние диски имеют ширину 8.5мм, а задние 11мм. Соответственно, производители выпускают узкую резину для передних колёс (front), для задних колёс – широкую (rear)
  • Для лучшей управляемости модели на передние колеса ставится более жёсткая резина, чем на задние
    Пример подбора резины для ковровых покрытий: 30 градусов – на передние колёса и 20 градусов – на задние колёса.
  • Для дрифта на полноприводных Mini-Z серии AWD приобретается специальная жесткая резина, которая предназначена только для дрифта (жёсткие покрышки из пластика).
  • Мягкая резина 6о,8о,10о очень быстро изнашивается … покупайте с запасом!
От себя: -Я катался на очень многих типах резины с протектором. При езде по ковровым покрытиям рисунок протектора особого значения не имеет. Кроме того, резина с одним значением жёсткости от разных производителей может сильно отличаться друг от друга.

… в начало

 

Двигатель

Компания Kyosho не единственный производитель двигателей для Mini-Z. Двигатели для Mini-Z с различными характеристиками производят много компаний – ATOMIC, PN Racing, Tamiya, 3Racing и т.д. Кроме того, вы можете сами собрать для себя двигатель из комплектующих, которые можно приобрести отдельно. Корпус, арматуру, магниты, подшипники, щетки и провода можно купить практически у любого производителя тюнинга для Mini-Z.

Все двигатели, которые производятся для моделизма, разделяются по классам – для Mini-Z подходят двигатели только 130-класса!!! (см. Википедию).

Производители двигателей для Mini-Z делят все двигатели на два принципиально разных класса – Stock и Modified. Двигатели класса Stock можно устанавливать на стандартную Mini-Z без модификации электроники. Двигатели класса Modified можно устанавливать на Mini-Z только после вмешательства в стандартную электронику модели (см. Замена транзисторов).

Дополнительные статьи:
Что такое FET? Как поменять FET? Где купить FET? Рейтинг FET
Платы и электроника Mini-Z

Если вы собираетесь готовить свою модель к соревнованиям, то заранее стоит обратить внимание на технический регламент, в котором, как правило, строго оговаривается тот или иной тип двигателя, который разрешается применять на модели Mini-Z для участия в определённом классе гонок.

Стоит так же обратить внимание на минимальный вес модели, с которым допускается участие в том или ином классе соревнований.

На весе модели хочется заострить ваше особое внимание. Здесь всё, как в обычных гонках на автомобилях – чем меньше вес модели, тем динамичнее и быстрее ваша модель!

Если вы собираетесь использовать на модели двигатель класса Modified, то стоит позаботится заранее о его охлаждении. Двигатели класса Modified в процессе езды перегреваются значительно больше, чем двигатели класса Stock. Стандартная пластиковая моторама может не выдержать температуры нагрева двигателя и может расплавиться. В этом случае Вам необходимо приобрести мотораму из алюминия.

Помимо этого, как я сказал выше, стоит обратить внимание на вес двигателя. Двигатель класса Modified весит значительно больше стандартного двигателя.

Дополнительные статьи:
Двигатели для Mini-Z
Обкатка двигателя для Mini-Z
Двигатели для соревнований

… в начало

Аккумуляторы

Пожалуй, аккумуляторы, это один из самых важных элементов в тюнинге Mini-Z, на который стоит обратить Ваше внимание. Если вы купите самый мощный двигатель и переделаете всю электронику на модели, а потом купите обычные бытовые аккумуляторы, то “грош цена” Вашему тюнингу!

Как показывает практика, бытовые аккумуляторы (GP, Duracell и т.п.) сильно проигрывают по токоотдаче аккумуляторам, которые специально производятся для моделизма, а точнее для Mini-Z. Разница от езды на обычных аккумуляторах и на специальных, даже для непросвещенного новичка, становится очевидной сразу – модель резче стартует, возрастает максимальная скорость модели и т.д.

Для Mini-Z отлично зарекомендовали себя аккумуляторы с низким саморазрядом.

Стоит помнить, что для обслуживания аккумуляторов для Mini-Z желательно использовать специальные зарядные устройства, которые могут разряжать и заряжать каждый аккумулятор отдельно (побаночно). Кроме того, желательно, чтобы зарядное устройство имело экран, на котором информация о степени работоспособности аккумулятора выводилась не просто в процентах от максимально ёмкости, а в точных численных значениях … mAh, V, h и .д.
Такие зарядные устройства значительно продлят срок службы Ваших аккумуляторов и позволят из аккумуляторов выжать весь максимум.

Для извращенцев: если электроника Вашей Mini-Z уже подверглась глобальной модификации, то можете приобрести Литий-ионные (Li-ion) аккумуляторы типоразмера AAA. Но знайте, настроить под трассу и управлять потом Mini-Z с такими аккумуляторами становится практически невозможно! Дури много – толку мало! Плюс ко всему, ресурс двигателя и электроники снижается в несколько раз. Если вы хотите заняться Драг-рейсингом или установить рекорд скорости, то Литий-ионные аккумуляторы для Вас.

Дополнительные статьи:
Никель-металлогидридные (Ni-MH) аккумуляторы
Зарядные устройства для Mini-Z

… в начало

Дифференциал и шестеренки на вал двигателя

Если вы используете на своей Mini-Z стандартный двигатель Kyosho, то не стоит заморачиваться с покупкой шарикового дифференциала. Обычный стандартный пластиковый дифференциал вполне достойно справляется со своей задачей. В случае использования на модели двигателя класса Modified, Вам придется приобрести шариковый дифференциал, т.к. обычный уже не справляется со своей задачей, т.е. при резком старте модели дифференциал начинает прокручиваться, а модель будет стоять неподвижно.

Преимущества шариковых дифференциалов очевидны… Вы можете настроить плавность реакции модели во время резкого старта, путём регулировки жёсткости дифференциала. Регулировка степени жёсткости дифференциала осуществляется путём закручивания регулировочной гайки на его оси. Не стоит полностью зажимать дифференциал – в этом случае при старте модель начнет уходить в сторону. Настройка степени жесткости дифференциала – личное дело каждого пилота. Кому-то нравится подлавливать модель при резком старте на зажатом дифференциале, а кому-то нравится вполне предсказуемый, более плавный и  ровный старт.

Шариковые дифференциалы от различных производителей имеют приблизительно одну и ту же конструкцию, но имеют ряд отличий друг от друга:

  • титановая или стальная ось (титановая ось легче аналога из стали)
  • большая ведомая шестеренка на дифференциале  (Спур – англ.Spur Gear) может быть с разным количеством зубов. Напомню, что стандартный пластиковый сателитный дифференциал имеет на шестеренке 44 зуба
  • внутрь большой ведомой шестеренки (спура) между стальными пластинами могут быть вставлены стальные, керамические или карбонокерамические шарики. Керамические и карбонокерамические шарики имеют значительно больший ресурс по сравнению со своими собратьями из стали. Диаметр и количество шариков в дифференциале от разных производителей может быть разное. Большее количество шариков сильно отражается на гибкости настройки дифференциала и на поведении модели в целом.
  • Компания PN Racing,  в отличии от других производителей, выпускает серию Спуров, внутрь которых вставляется дополнительный подшипник, который обеспечивает более ровный ход Спура на валу дифференциала.

В момент покупки дифференциала стоит обратить внимание на шаг зубьев на Спуре. После покупки дифференциала необходимо сразу заказывать маленькие шестеренки, которые устанавливаются на вал двигателя (Pinion Gear – пиньёны), от того же производителя, что и дифференциал. Не всегда шестеренки двигателя (Pinion Gear) от одного производителя полностью совместимы с большой шестеренкой дифференциала (Spur Gear) от другого производителя.

ТАБЛИЦА ПЕРЕДАТОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ шестеренок для Mini-Z

Если вы собираетесь использовать на своей модели двигатель класса Modified, то желательно приобретать шестеренки на вал двигателя (Pinion Gear) из алюминия или шестеренки из делрина с алюминиевым креплением. Как я уже говорил, двигатель класса Modified в процессе езды может прилично нагреваться, и цельная шестеренка из пластика или делрина может расплавиться

Дополнительные материалы: Как подготовить Mini-Z к соревнованиям?

… в начало

Моторама, демпфер, задний амортизатор, T-пластина

Моторама. Каждый производитель запчастей для Mini-Z считает делом чести выпустить свою версию моторамы для Mini-Z. Как я уже говорил, если вы используете двигатель класса Stock, то вовсе не обязательно покупать алюминиевую мотораму. Стандартная пластиковая моторама весьма надежна и отлично справляется со своими задачами. Если же вы собираетесь использовать на модели двигатель класса Modified, то стоит потратиться на алюминиевую мотораму. Мотораму стоит подбирать в зависимости от типа вашего шасси – ММ, RM, LM (см. типы шасси Mini-Z).

Кроме того, стоит обратить внимание, что некоторые производители выпускают моторамы, двигатель в которых крепиться на болтики … стоит убедиться заранее, есть ли на корпусе вашего двигателя специальные отверстия для крепления. Ещё одно преимущество алюминиевой моторамы – это то, что в некоторых моделях имеется возможность менять дорожный просвет модели за счет замены пластиковых вставок для подшипников оси дифференциала, которые идут в комплекте с моторамой. При покупке алюминиевой моторамы желательно приобретать демпфер от того же производителя под ваш тип шасси. Не все демпферы одного производителя совместимы с моторамами от другого производителя.

Демпфер предназначен для ограничения хода задней подвески и гашения её излишней вибрации. На скорости при отсутствии демпфера на на шасси задние колеса в  поворотах могут цепляться за корпус шасси, кроме того, при неровностях на трассе модель может подпрыгивать. Убрать этот эффект возможно с помощью установки поверх демпфера амортизатора и замены T-Plate

Задние амортизаторы выпускаются различными компаниями и принципиально делятся на три типа: масляные, воздушные, пружинные. В камеру масляного амортизатора можно заливать специальное масло с различной вязкостью. Воздушные амортизаторы просто имеют герметичную камеру, в которой ходит поршень. Пружинный амортизатор поставляется в стандартном комплекте Mini-Z “из коробки”. Ко всем типам амортизаторов можно приобрести комплект пружин с различной жесткостью. Компания  ATOMIC выпускает пружинный амортизаторы с возможностью регулировки степени сжатия.

T-пластина (T-plate) представляет из себя T-образную пластину, с помощью которой моторама крепится к корпусу шасси Mini-Z. Т-пластины бывают разных форм, выпускаются из разных материалов, различными производителями и имеют разную упругость. Именно от T-пластины в большей степени зависит жесткость задней подвески. Желательно приобрести сразу несколько пластин с различной упругостью, т.к. под различные покрытия требуется подбирать свою T-пластину. Со временем места крепления T-пластины к корпусу шасси расшатываются и моторамы может смещаться относительно корпуса шасси вправо или влево на доли миллиметра … нарушается геометрия модели. Этого вполне достаточно для того, чтобы вы долго мучились с настройками шасси, не понимая, почему ваша модель отказывается ездить по прямой. Желательно сразу после покупки Mini-Z приобрести алюминиевую проставку под T-пластину под названием T-Plate Adapter (ATOMIC) или T-Bar Mount (PN Racing). Именно эта проставка избавит вас от нарушения геометрии шасси с течением времени.

Дополнительные материалы: Как подготовить Mini-Z к соревнованиям?

… в начало

Передняя подвеска

С приобретением опыта для настройки модели под трассу и под ваш стиль управления вам потребуется приложить массу усилий для настройки оптимальной геометрии передней подвески. А при увеличении скорости модели вам необходимо ещё и защитить переднюю подвеску Mini-Z от повреждений. Для этого различными производителями выпускаются запчасти из алюминия и пластика с разными характеристиками: -рулевые рейки (Tie Rod), кулачки (Camber Steering Knuckle), касторы (Caster Tower Bar) и т.д.

В апреле 2009 года началась новая эра развития Mini-Z. Компания PN Racing начала выпускать новую конструкцию передней подвески для шасси Mini-Z Racer MR-02 под названием A-Arm. Именно за счет новой конструкции подвески Mini-Z стала достаточно серьёзным спортивным болидом с возможностью гибкой настройки под различные стили управления и типы покрытий. Аналогичные конструкции подвески применяются во всех серьёзных автомоделях, которые по масштабу значительно больше Mini-Z.

Если вы не хотите использовать на своей модели сравнительно дорогой A-Arm, то просто посчитайте, во что вам обойдётся покупка кулачков с разными градусами, Caster Tower Bar и прочих алюминиевых запчастей передней подвески.

В конце 2010 года компания Kyosho выпустила новое шасси Mini-Z Racer MR-03. Особенность передней подвески MR-03 заключается в том, что она стала рычажной. В настоящий момент все компании, производящие тюнинг для Mini-Z, считаю делом чести выпустить для MR-03 свои варианты деталей передней подвески.

Дополнительные материалы:
Тюнинг передней подвески Mini-Z Racer
Как подготовить Mini-Z к соревнованиям?

… в начало

Колесные диски

Диски Mini-Z выпускаются очень многими компаниями из различных материалов и с различным рисунком … пластик, делрин, алюминий и т.д. Диски различаются по ширине и по вылету (см. что такое вылет?)

Во время гонки стандартная машинка может переворачиваться. Чтобы понизить процент переворотов, желательно на машину ставить диски с максимально возможным вылетом. При установке дисков с нестандартным вылетом стоит обратить внимание на то, что диски с большим вылетом могут цеплять кузов автомобиля. В этом случае, колесные арки необходимо увеличить (подпилить) так, чтобы при максимальном угле поворота колес или наклоне шасси резина не цепляла кузов.

Для крепления колес желательно применять алюминиевые гайки с нейлоновыми вставками, которые предотвращают их случайное откручивание.

… в начало

Подшипники

Пластиковые втулки в дисках, которые изначально поставляются в комплекте с Mini-Z, достаточно быстро изнашиваются. Вместо стандартных пластиковых втулок желательно вставить шарикоподшипники. Шарикоподшипники для Mini-Z имеют внутри шарики из стали или керамики. Керамические подшипники значительно дороже. Разница заключается в следующем: если стандартную Mini-Z разогнать до максимальной скорости по прямой, а потом резко бросить газ, то на пластиковых втулках Mini-Z проедет 1.5-2м, на стальных подшипниках 3-4м, на керамических 5-6м.

Дополнительные материалы:
Как подготовить Mini-Z к соревнованиям?

… в начало

Аппаратура для управления Mini-Z

Если вы смогли себе позволить все пункты, которые перечислены выше, а сэкономили на передатчике для управления вашей Mini-Z, то считайте, что вы выбросили деньги на ветер. Только с нормальной компьютерной аппаратурой вы сможете оценить все преимущества тюнинга. C помощью обычного передатчика из стандартного комплекта Mini-Z вы вряд ли сможете быть конкурентом своим соперникам, если у вас уже есть Mini-Z в полном тюнинге или хотя бы с двигателем класса Modified.

Дополнительные материалы: Аппаратура для управления Mini-Z и dNaNo

… в начало

Цена вопроса

А теперь предлагаю углубиться в подсчёты стоимоcти полного тюнинга Mini-Z Racer:

    • Кузов VDS II ATOMIC – 22$
    • Алюминиевое крепление кузова VDS ATOMIC – 6$
    • 2 комплекта резины на передние колеса ATOMIC – 7$
    • 2 комплекта резины на задние колеса ATOMIC – 7$
    • Алюминиевые диски PN Racing – 26$
    • Керамические подшипники PN Racing – 40$
    • Колесные гайки с нейлоновыми вставками PN Racing – 5$
    • Двигатель Chili Evolution Motor ATOMIC – 33$
    • Шариковый керамический дифференциал PN Racing – 30$
    • Шестеренка на вал двигателя с алюминиевым креплением PN Racing  – 5$
    • Алюминиевая моторама PN Racing – 37$
    • Демпфер PN Racing – 23$
    • Масляный амортизатор Kyosho – 14$
    • T-пластины карбоновые набор 3 шт. PN Racing – 13$
    • Алюминиевая проставка под T-пластину PN Racing – 10$
    • A-Arm PN Racing – 79$
    • Рулевая рейка из алюминия PN Racing – 8$
    • Набор пружин в переднюю подвеску PN Racing – 6$
    • FET SI4562 6 шт – 24$

395 долларов США … плюс доставка приблизительно 80 долларов … Всего: 475 долларов
Умножаем всю сумму на курс доллара к рублю (34 руб/$)  и …

получаем: 16 150 (Шестнадцать тысяч сто пятьдесят) рублей!

Предлагаю продолжить дальше наши подсчёты и прикинуть стоимость полного комплекта, с учетом стоимости шасси Mini-Z Racer, достойной аппаратуры, зарядного устройства и аккумуляторов. Цены актуальны для Москвы на 31.03.09

    • Шасси Mini-Z Racer MR-02MM без кузова и аппаратуры – 4 046 руб.
    • Передатчик Futaba 3PK – 11 000 руб.
    • Высокочастотный модуль AM 27MHZ для Futaba 3PK -2 142 руб.
    • Зарядное устройство LaCrosse BC-900 – 3200 руб.
    • Аккумуляторы (3 комплекта) – 1800 руб.

Дополнительно получаем: 22 188 рублей

В итоге мы получаем стоимость полного комплекта Mini-Z Racer в полном тюнинге:

16 150+ 22 188 = 38 338 рублей

Не правда ли Mini-Z – серьёзная радиоуправляемая модель?!

… в начало